Нам говорили – будь выше, быстрее, сильнее. Умнее и внимательнее. Но товарищу – помоги. Твои заслуги и награда за них – и гордость этой наградой – мелкобуржуазный предрассудок. Важен – общий успех, командный зачет. Главное – что ты сделал для своей страны.
Конечно, над социалистическим морализаторством посмеивались, но против общества – не пойдешь. Говорить не то и не о том, что принято, высовываться – себе дороже. Откажешься от добровольных пожертвований – посмотрят косо, не вступишь в политическую организацию – попрощаешься с карьерой. А уж если задумаешь эмигрировать – заработаешь клеймо предателя.
Теперь изменилось многое. Но не коллектив. Он всё тот же. Обезличивающий, затягивающий. Отвергающий иное, непохожее. Правда, значительно сместился вектор. Теперь норма – мещанская мораль: зарплата как у всех, но чуть больше, машина – «как у людей», но подороже. Отдых – непременно за границей. Но желательно не в «попсовой» Финляндии и не в тупо-Турции.
Смотрю на ровесников дочери – им сейчас 6-7 лет. Увлечение компьютерными играми, болтовня о сериалах и маминых тряпках – папиных автомобилях, капризно-высокомерный стиль общения со старшими – симпатии не вызывает. В какой-то момент возникает чувство, что воспитываешь «белую ворону» - чтение, выбор отнюдь не популярных мультфильмов, отсутствие телевизора и доступа к социальным сетям. Попытка объяснить, что самостоятельность и независимость, усердие и аккуратность – единственный путь. Но понимаю, команда всёго этого не оценит, а о б ч е с т в о – не одобрит.
И возникает вопрос – возможно ли противопоставлять ребенка коллективу? Или оставлять все как есть, объясняя при случае, что такое хорошо?...

Journal information