?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По пути "Дороги жизни"

22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера отправилась первая автоколонна из 60 машин.
Начала действовать "Дорога жизни".

Восстановить точный маршрут – от Ленинграда до мыса Осиновец – невозможно. Во-первых, ближе к озеру существовала целая сеть лесных дорог. Во-вторых, современное шоссе А 128 совпадает со старой разбитой проселочной дорогой лишь приблизительно. Понять, почувствовать, как это было сложно…

Тем не менее два года назад (не зимой, а перед очередной годовщиной Победы) мы отправились по пути, который в годы войны связывал блокадный Ленинград со страной. Нас было трое: мы с Сашей и Руслан unis. Тогда Саша написал очень интересный пост о "Дороге жизни". Часть его продублирую здесь. Остальное можете прочитать в оригинальной публикации: http://k-poli.livejournal.com/1984758.html. Обратите внимание на фотографии там из музея. Сейчас этот музей выглядит совершенно иначе. Напишу отдельно пост о нем. Но это будет позже. А пока...



Первые семь километров пути проходили в черте города, по так называемому Ржевскому коридору. По этой трассе грузовики и специальные локомотивы-трамваи доставляли людей на станцию Ржевка. Первый регулировочный пункт находился на углу Шоссе Революции и Большеохтинского проспекта. Вот здесь:



Далее – дорога шла на восток – по шоссе Революции и Рябовскому шоссе. До железнодорожной станции Ржевка. Этот район подвергался ожесточенным обстрелам и бомбардировкам. В частности, 29 марта 1942 года бомбовым ударом здание вокзала Ржевка было уничтожено. В тот день на станции скопилось большое количество эшелонов с боеприпасами и топливом, и взрывы немецких снарядов вызвали взрывы снарядов в вагонах и топлива в цистернах. В результате «взрывами огромной силы» станция с прилегающими строениями была полностью разрушена, погибло несколько сотен человек - железнодорожники, военнослужащие, эвакуируемые ленинградцы, местные жители.



3 километр дороги. Здесь в 1968 году установлен, наверное, самый известный памятник погибшим детям – «Цветок жизни». В состав мемориала входят: памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, и траурный курган «Дневник Тани Савичевой», состоящий из восьми стел — страниц блокадного дневника. «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня...» Таня Савичева умерла в эвакуации, под Нижним Новгородом, в июле 1944 года. Она пережила переезд через Ладожское озеро, но Блокада её не отпустила...









Рядом – березовая роща. Деревья повязаны красными платками. Раньше, по весне березовая роща у памятника алела пионерскими галстуками…



10 километр – резкий подъем вверх - Румболовская гора. Наверху есть обзорная площадка, откуда в ясный день можно увидеть панораму города. Рядом – мемориальные кладбища.







Возле стелы «12 километр» можно свернуть в поле. Здесь сохранен участок той самой, настоящей дороги. Точнее – это восстановленный фрагмент. Рядом бетонные плиты-указатели. Проехав сотню метров по мощеному булыжнику, можно представить, в каких условиях трудились военные шоферы.





Булыжник. Быть может, то самый...



17 километр Дороги жизни. За деревней Корнево памятник зенитчицам - «Катюша». На холме, где сейчас высится монумент, в военные годы стояла зенитная батарея, защищавшая Дорогу жизни.



Тридцатый километр. Братская могила. Проходя мимо стел, невольно обращаешь внимание на непривычные фамилии. Их много. Питер всегда был интернациональным городом…





Здесь машины сходили на лед Ладожского озера. По льду была проложена трасса. Вдоль нее располагались ремонтные мастерские, на каждом километре стояли регулировщики, через каждые 5 км были расположены пункты забора воды. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, дорожники перекрывали трещины во льду и
воронки от вражеских бомб деревянными мостами…









45 километр. Станция Ладожское озеро. Здесь автомобильная дорога смыкается с железнодорожными путями. Этот и другие паровозы подвозили к берегу Ладоги эвакуируемых жителей осажденного города, а обратно везли - еду и боеприпасы.





Ладожский курган в поселке Осиновец. Братская могила "Ладожский курган". Мемориал создан по инициативе Красных следопытов Багановской восьмилетней школы. "Военным морякам, водителям автомашин и другим героям Ладоги погибшим в дни Блокады Ленинграда на "Дороге Жизни" в 1941-1943 г.г".



В начале прошлого века многие суда не добирались до места назначения - попросту тонули в коварной Ладоге. Тогда морское начальство Российской империи приняло решение построить в Осиновце маяк. Проект составили в 1905 году, но строительство удалось закончить лишь шесть лет спустя. Строили-то наши люди замечательно, а вот с самой главной частью маяка, системой зеркал, вышел казус - в России таких в те годы еще не делали. Поэтому «верхушку» заказали у англичан. Надо отдать должное подданным королевы - английские мастера не подвели, а система исправно работает до наших дней.
Это самый высокий из восьми маяков Ладожского озера - 73 метра. Наверх по кругу ведут 366 ступеней. С верхней башни видно на 50 километров вперед.



Мыс Осиновец. В этом месте на побережье Ладожского озера суда никогда не приставали - это считалось невозможным. Но для спасения города возможным становилось все – и сюда подходили груженные зерном баржи. Отсюда же в поход уходили баржи с людьми. Плавание это было особо опасным – не только немецкие самолеты и артиллерия, свирепствовала сама стихия: только в одну ночь с 16 на 17 сентября, на разбитых штормом баржах, погибло свыше 1000 человек.



Мыс Осиновец, 1941







promo k_poli october 11, 2015 00:05 9
Buy for 100 tokens
В свое время Саша составил замечательный список из 50 актрис, которых нужно увидеть на экране. Разумеется, без претензий на объективность и оригинальность. Просто из тех актрис, которые, по его мнению, произвели впечатление не на него одного. Что-то вроде попытки вспомнить тех, кто внес…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
katiapod
Nov. 22nd, 2015 01:17 pm (UTC)
Спасибо. Просто спасибо. Классная подборка.
unis
Nov. 22nd, 2015 01:33 pm (UTC)
Мой пост из той поездки, помню, немало людей посмотрело http://unis.livejournal.com/222462.html
irsenas
Nov. 22nd, 2015 01:39 pm (UTC)
как страшно
( 3 comments — Leave a comment )